Битюцкая И.А., Еремин B.C., Дементьева О.Б., Чесноков B.C.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.
Учеб. пособие. М.: АСТ-Пресс, 1999. 336 с.
Во II тысячелетие (именно так - V.V.) молодое поколение должно войти с новым мировоззрением - такова основная идея рецензируемой книги, авторы которой (воронежские преподаватели) выиграли конкурс НФПК (Национального фонда подготовки кадров) - инновационного проекта развития образования в России, финансируемого Всемирным банком.
Какими видят авторы это мировоззрение? Прежде всего - целостным и гармоничным. В условиях информационного взрыва, растущей дифференциации научных направлений, разрыва между гуманитарными и точными науками, особенно актуально встает вопрос о возможностях человека гармонично воспринимать мир во всей его сложности. И главное не в том, чтобы человек имел определенную идеологию, а в том, чтобы он умел выработать для себя мировоззрение, позволяющее ему чувствовать себя уверенно и спокойно в этом мире, мировоззрение, основанное на знании уже сформулированных человечеством идей (в первую очередь, научных) и откровении, принесенных в мир духовными учителями, художниками и поэтами.
Человек должен быть открыт миру, должен иметь возможность оценивать его во всех проявлениях. Для этого необходим широкий взгляд на вещи.
Эта широта охвата предполагает использование рациональных, аналитических знаний, уже полученных молодым человеком из школьных курсов физики, химии, биологии, астрономии и др., и использование достижений мировой культуры. Мысль и образ - вот главные компоненты, помогающие учащемуся создавать гармоничную картину мира.
Книга написана легким, образным языком. Особую роль играет иллюстративный материал - это своего рода альбом, книга в книге. Известные и не очень произведения художников разных эпох представляют историю познания в образах, помогая проникать в такие абстрактные понятия, как пространство, время.
Формирование абстрактных образов целостной картины мира начинается с рассмотрения мифопоэтических праязыков науки, феноменов образной картины мира - древа мира. Образ лаконичен и вместе с тем информативен, что особенно важно при изучении сложного. Он содержит в себе необходимую недосказанность, тем самым побуждая к познанию. Авторы стремятся пробудить продуктивное мышление через формулу "образ - слово". Следующий уровень понимания картины мира формируется через основные естественнонаучные понятия - пространство и время. Гармонизация этих понятий достигается знакомством с основами симметрии в живой и неживой природе. Особое внимание уделяется взаимосвязи абстрактных понятий симметрии с природой и искусством, что пробуждает у учащихся стремление к умному созерцанию мира.
Неотъемлемой частью концепции авторов является принцип сочувствия в науке и принцип нравственной ответственности ученого за свою работу. Принцип сочувствия заключается в доброжелательном и открытом отношении к новым идеям в науке, независимо от того, соответствуют они устоявшимся научным воззрениям или нет.
Обращаясь к историческим урокам познания от шумеров до наших дней, авторы видят человека в стихии природы как ее неотъемлемую часть, микрокосм человека рассматривается как единый живой организм, включающий в себя энерго-, магнито-, гидро-, литосферы, атмосферу и биосферу.
Проблема живого и неживого рассматривается в дискуссионной форме "круглого стола". Учащиеся знакомятся с разными путями развития мира через эволюции и катастрофы. Это позволяет молодому человеку самостоятельно анализировать имеющиеся точки зрения на происхождение жизни на Земле, на происхождение человека, на историю научной мысли и т.д.
В развитиии естествознания выделяется три этапа: описательное естествознание ( начиная с XIV века), точное (построенное на доказательной силе эксперимента и математических моделях XIX-XX века) и естествознание сложного переживающее, по мнению авторов, в настоящее время этап становления. Говоря о нем, авторы указывают, что "естествознание сложного переосмысливает уже традиционные понятия, как пространство, время, материя и добавляет к ним новые - симметрия и асимметрия, эволюция и катастрофа, живое и неживое, устойчивость и неустойчивость. Специфика нового требует и новых научных методов описания, основанных на информационном подходе, с использованием такой единицы измерения, как бит" (с.8).
Книга дает учащимся представление о синергетике, о взаимосвязи всех жизненных процессов на Земле и во Вселенной и влиянии человеческой деятельности на окружающий мир. Для естествознания как предметного интегративного курса характерно существование связей, при которых целое не выводится из элементов, а напротив, все, что проявляется в отдельной части, определяется внутренней структурой целого. Это требует нового подхода как в содержательном, так и в методическом плане.
Первый этап изучения естествознания - знакомство-соучастие с эмпирическим опытом постижения человеком окружающего мира. Эмпирический опыт познания проявляется в слиянии гуманитарного и рационального знания, и в своей книге авторы старались восстановить и сохранить органический синтез науки и культуры с учетом последних достижений в науке. Такой подход смягчает проблему "компьютеризации" интеллекта нового поколения, проблему вытеснения гуманистического мышления технократическим.
Авторы учли роль и место национального характера и мышления в творческом процессе, в котором системный подход превалирует над аналитическим. Кроме того, классическая триада "знание - понимание - применение" является основой структурирования издания.
Конечно, к учебному пособию можно предъявить и некоторые претензии. Например, неполнота охвата современных научных направлений, мало разработан антропный принцип, возможно, не хватает информации по отдельным дисциплинам, но следует учесть, что это первая работа авторов, выполненная к тому же в нетрадиционном для отечественной учебной литературы ключе. Впереди - следующий учебник, в котором уже на основе полученных представлений будет дана более детальная характеристика естествознания сложного.
В учебнике есть приложение, в котором излагаются научные достижения и жизнеописания великих естествоиспытателей разных народов и цивилизаций, а также словарь научных терминов.
Г.В. Январская